О СТИЛЕ ХОДА
ПОЙНТЕРА.
Господа, хочу поделиться своим виденьем проблемы стиля хода пойнтеров. И
постараться развеять всякие домыслы, высказываемые различными авторами о стиле
хода пойнтеров и его оценки.
Недавно, а именно, 16 - 17 сентября, 2009 года, мне выпала честь побывать в
Ейске на состязаниях ранга CACIT, по перепелу и в очередной раз представилась
возможность пройти стажировку у Ж.К. Даригада, который был главным экспертом на
этих состязаниях. Здесь довелось посмотреть ход двух превосходных, но разных по
стилю, пойнтеров – это «Ситто» А.Асатряна из г. Москвы и «Капоне» В. Грицая из
г. Харькова. Обе собаки, и стиль их хода, достойны наивысшей похвалы не только
с моей стороны, но и со стороны Даригада. И лишь стечение обстоятельств и
«коварство» перепела не дало этим, несомненно, выдающимся собакам получить
титул, при выступлении их в программе «соло», в первый день состязаний. Так
как, хороших собак было не много, и яркие выступления четко отложились в
памяти, я заметил разницу в стиле хода этих двух собак. Что в них отличного?
«Ситто» скачет не очень высоким, не очень растянутым карьером, но интенсивные
движения поясницы и задних ног, создают впечатление большой скорости движения.
При этом, спина ровная, без колебаний в вертикальной плоскости. Голову несет
высоко, без задирания чутья, прут под 45 градусов к земле, неподвижен.
«Капоне» движется размашистым карьером, с выбросом передних конечностей почти
до подбородка. Задние конечности, при толчке о землю, уходят далеко назад, чуть
ли не касаясь ляжек скакательными суставами. Спина ровная. Голову несет чуть
выше уровня холки, с задиранием чутья вверх. Прут неподвижен, под 45 градусов к
земле. Импульс движения не такой быстрый, как у «Ситто», и визуально кажется,
что абсолютная его скорость ниже, чем у «Ситто».
Заметив такую разницу в стиле движения этих собак, я спросил у Жана Клода, какой
из
карьеров предпочтительнее для пойнтера. На что, он ответил, оба хороши,
породные и стильные, типичные для пойнтера. Но, было бы гораздо лучше, если бы
в одной собаке сочеталось, то и другое. И в пример привел несколько
запомнившихся кличек собак, выставляемых Э. Пиззотто, весной, в Евпатории,
которых нам пришлось совместно наблюдать.
Из выше сказанного, для себя я сделал такой вывод - настоящий пойнтер должен
скакать интенсивным, высоким, галопом или карьером. При полной растяжке и
максимальной амплитудой передних и задних конечностей. При этом, спина кажется
ровной, ее колебания в вертикальной плоскости отсутствуют, голову несет выше
уровня холки, шея, под углом 30 – 40 градусов к спине, чутье задирается,
заметно, или чуть выше затылка, прут неподвижен, расположен под углом 45
градусов к земле, или чуть выше, если собака идет по прямой на быстром галопе
или карьере.
Всякие интенсивные колебания прутом, в горизонтальной плоскости, во время бега
пойнтера, свидетельствует о проблемах аппарата движения у собаки. Если быть
внимательным, то можно заметить, что при резких поворотах, быстроаллюрные
животные, потеряв равновесие, помогают его обрести движением хвоста. Будь то
волк, собака или лиса. Из этого следует сделать вывод, что резкие колебания
прута пойнтера во время движения по прямой, в горизонтальной плоскости,
являются попыткой поддерживать равновесие. Которое, незначительно, нарушается
из за проблем аппарата движения собаки, явных или скрытых. На это необходимо
обращать внимание при выборе щенка.
Выше описанный, стиль хода, является эталонным для пойнтера любого окраса, а не
только черного, как принято утверждать у нас, некоторыми моими коллегами. Об
этом, свидетельствует и рабочий стандарт породы пойнтер:
Рабочий стандарт. Пойнтер.
Все его качества должны служить единственной цели: страстно, стильно искать и
находить дичь. Легкость и изящество движений придают его ходу размах, неизменно
высокий темп и прямолинейность. Шея должна значительно возвышаться над мощным
плечом. Голова находится выше линии спины, линия морды слегка приподнята.
Он внимательно вглядывается в местность, чтобы рационально ее обыскать,
реализовав свою охотничью страсть. Его передние конечности должны выбрасываться
как можно дальше вперед в поисках опоры. В броске они поднимаются горизонтально
земле, обеспечивая тем самым максимально широкий скачок. Движения должны быть
широкими, легкими и гармоничными. При взгляде сбоку заметны легкие колебания
туловища, но линия спины остается прямой и натянутой. Только круп сгибается
книзу и сжимается наподобие пружины, в то время как задние конечности мощным
рывком выносятся вперед. Прут продолжает линию спины, никогда над ней не
возвышается и может во время прямолинейного хода слегка колебаться сверху вниз.
Ориентированный на ветер, его поиск представляет собой широкие параллели
(зависит от характера местности). В идеальных условиях, прихватив запах, он
резко прекращает поиск, чтобы быстро, решительно и властно пойти на ветер,
закончив свое движение внезапной резкой стойкой, как если бы он столкнулся с
невидимым препятствием. Реакция на прихватку запаха должна быть внезапной,
демонстрирующей силу. Так, остановившись резко и внезапно, он стоит высоко, как
изваяние, шея вытянута, голова в продолжение или над линией спины, морда
горизонтальна земле или задрана, ноздри расширены, глаза горят, уши максимально
подняты, мышцы напряжены и выделяются, часто он стоит подогнув переднюю лапу
или отставив далеко назад заднюю. Он стоит, таким образом, застыв с выражением
абсолютной уверенности. Если дичь пытается бежать, он указывает на это,
поднимаясь еще выше на ногах, задирая морду, стремясь не потерять запах.
Однако, в случае внезапного столкновения с запахом, любая другая стойка может
допускаться при условии, что морда будет достаточно высоко поднята по
направлению к дичи. Во всех остальных случаях, лежачая стойка не позволит ему
получить оценку «отлично».
Подводка у него жадная, решительная и властная, может также производиться
последовательными рывками, перемежающимися короткими приостановками, типичными
для породы. При секундировании стойка должна быть такой же уверенной (хотя она
может быть и не столь напряженной), если собака внезапно замечает другую
собаку, уже стоящую на стойке недалеко от себя; если собаки находятся далеко
друг от друга, то стойка может быть предварена короткой потяжкой.
По этому, в Европе и не гоняться за, призрачным, черным окрасом ( так как
собака черного окраса сильнее притягивает на себя солнечные лучи, а
следовательно больше других окрасов страдают от жары, из- за этого она быстрее
устанет, ее хуже видно в зарослях и на расстоянии, при БП). Собаки с черным
окрасом не считаются, с каким - то особенным стилем, присущим только этому
окрасу. Просто, наши черные пойнтера, оставшиеся после войн и революций,
оказались немного ближе к идеалу стиля хода настоящего пойнтера, в отличии, от
их собратьев других окраса, нашего разведения. Вот и вся загадка стиля,
мифических черных пойнтеров, о которых, так много говориться на страницах
различного рода журналов и форумов. Да не обидятся на меня владельцы наших
рабочих пойнтеров (в число которых входят и мои собаки), стиль хода всех наших
собак, является, полное пойнтеринное без стилие. А различие «стилей», в
зависимости от их окрасов, (о которых упоминают различные авторы прошлых лет)
является не чем иным, как стилем хода одного из основателей той или другой
условной линии, определенного окраса, культивированной, раньше в СССР. Как
одним из подтверждений моих слов, являться высказывания М. Д. Менделеевой -
Кузьминой, в статье «Порода и стиль», напечатанной в сборнике «Охотничьи собаки
Ленинграда », издание 1947 год, где она, в частности упоминает, что сейчас ( то
есть тогда, когда писалась статья) стили, в зависимости от окраса сильно
перемешались. Это ли не является подтверждением того, что никаких стилей хода,
в зависимости от окраса, никогда не существовало.
По этому, на выставках существует единый экстерьерный стандарт для породы
пойнтер, без разделения ее по окрасам, а так же существуют единые требования к
стилю пойнтера при работе в поле.
|